Главная загвоздка предкризисной ситуации заключается в том, что очень много факторов указывают на потенциальное приближение кризиса, но никто точно не знает, когда он произойдет и что станет формальным поводом для его начала.
Такие события, которые внезапно появляются, но при этом имеют серьезные последствия, американский экономист и математик Нассим Талеб назвал «черными лебедями» (когда-то человечество считало, что лебеди бывают только белыми, но голландская экспедиция внезапно открыла в Австралии популяцию черных лебедей).
Согласно теории Талеба, «черные лебеди» — это внезапные и масштабные явления, кардинально меняющие ход истории. К ним относятся войны, финансовые кризисы, появление интернета и т. д. Предсказать «черного лебедя» невозможно, но после его наступления, в ретроспективе, событие имеет рациональное объяснение, как если бы оно было ожидаемым.
Так вот, если проанализировать ситуацию с ожиданием мирового экономического кризиса, то складывается впечатление, что это какой-то неправильный «черный лебедь». Уж очень он ожидаемый и даже порой предсказуемый. Ведь его появления в 2020 году все ожидают, начиная от финансового аналитика ведущей финансовой институции, заканчивая простым инвестором на любой из мировых бирж.
Как раз это и очень настораживает. Ведь в такой ситуации любое более или менее значимое событие может быть расценено как «черный лебедь». Что крайне опасно, ведь деньги, как известно, любят тишину, а паника в данной ситуации может сыграть с мировой экономикой злую шутку.