Політика

Что будет дальше с Беларусью?

Вот уже который день в Беларуси продолжаются самые масштабные акции протеста. Сотни тысяч людей вышли на улицы, чтобы показать свое несогласие с фальсификацией президентских выборов, а также безнаказанностью силовиков. Кадры, на которых зафиксировано жестокое избиение протестующих, в том числе женщин и несовершеннолетних людей, облетели все мировые информационные агентства.
Богдан Ференс
Засновник СД Платформи
Европейский Союз, как и многие другие государства, резко осудили применение силы в адрес протестующих и призвали к проведению честного подсчета голосов.
В свою очередь, действующая власть в лице Лукашенко делает все возможное, чтобы запугать и ослабить оппозицию, а также раздробить протестное движение на умеренных и более реакционных.

По мнению Николая Капитоненко, доцента Института международных отношений Киевского национального университета им. Тараса Шевченко, Беларусь оказалась в сложной, но вполне ожидаемой ситуации. Все постсоветские страны, за исключением Эстонии, Латвии и Литвы, построили неэффективные политические системы, постоянно сталкивающиеся с проблемами дефицита демократии, легитимности и транзита власти.

Он полагает, что текущий кризис получился достаточно глубоким и выход из него предусматривает три возможных сценария.
1. «Армянский» вариант.
Уход Лукашенко может быть возможен в результате перевыборов или тотального давления. Однако степень зависимости экономики страны от России возможно даже усилится, что в свою очередь поставит перед новым президентом – кем бы он ни был – задачу в целом продолжит политику Лукашенко, обставив ее более демократичными декорациями.
2. Подавление протеста.
Слабые места нынешней оппозиции режиму достаточно многочисленны и широко освещены. Любые ошибки или утрата инициативы могут обернуться быстрым поражением: в целом Лукашенко сохраняет общий контроль над силовиками. Традиционно влияние Кремля на белорусский сектор безопасности достаточно серьезное; так что во многом реализация этого сценария будет зависеть от решений Москвы.
3. «Венесуэла»:
Установление двоевластия или затягивание кризиса во времени (на несколько месяцев). Ни у одной из сторон не хватит сил переломить ситуацию; внешние факторы будут способствовать мобилизации протестного настроения и консервации расколов в обществе. Но следует отметить, что этот сценарий наименее вероятен, поскольку Россия вряд ли позволит слишком долго существовать такого рода неопределенности на своих границах.
Одним из возможных сценариев относительно Беларуси также поделился Илия Куса, эксперт Украинского института будущего. Он определяет пять возможных вариантов выхода из сложившейся ситуации, каждый из которых может иметь свои последствия.
№1. Победа Лукашенко.

Этот сценарий возможен, если сработают несколько или все из перечисленных факторов:

  • Запад будет не в состоянии занимать конкретной позиции относительно Беларуси, а его позиция не выйдет за рамки призывов к национальному диалогу и пересмотру результатов выборов.
  • Россия окажет Лукашенко политическую, технологическую, информационную и финансовую поддержку, поможет связать элиты, и не допустить их раскола, напрямую вмешается в создание нового общественно-политического договора внутри Беларуси при пассивной позиции Запада.
  • Беларуская оппозиция не станет субъектом как внутри страны, так и в диалоге с внешними акторами, и останется на уровне символа недовольной «улицы».
  • Часть беларуской оппозиции начнёт переговоры с Лукашенко на его условиях, что приведёт к расколу и дезориентации оппозиционных сил. Также возможно невозвращение в страну тех оппозиционеров, которые не будут готовы взять на себя ответственность за дальнейшую судьбу протестов.


Итог: А. Лукашенко сохранит власть, но вероятные репрессии с его стороны по отношению к протестующим и не лояльным рабочим, членам избиркомов, политикам и журналистам могут снова привести к ещё одной фазе противостояния в краткосрочной перспективе. Таким образом, вероятным является сценарий, при котором Лукашенко, удержавшись при власти и пережив нынешние протесты, будет вынужден провести управляемый транзит власти на своих условиях и в более благоприятной для себя обстановке.
№2. Победа оппозиции.

Этот сценарий возможен при срабатывании нескольких или всех перечисленных факторов:

  • Оппозиция обретет субъектность внутри Беларуси и будет способна сгенерировать единую и внятную позицию к власти, видение будущего государства и основные принципы своего подхода к общественному договору и управлению.
  • Оппозиция будет способна установить тесные связи с внешними игроками. Это касается не только привлечения финансовых ресурсов на проведения акций протеста, а и наработка политических контактов, вовлечения лоббистов, симпатиков в правительствах и парламентах разных стран. Это касается как Запада, так и Китая с Россией.
  • Оппозиция возьмёт на себя ответственность за уличные протесты и координацию действий всех социальных групп, которые выступают за перевыборы, как городского среднего класса, молодых предпринимателей, студентов, так и «пролетариата» - ядра электората Лукашенко, и наладит с ними коммуникацию в дальнейшем, а не только на время протестов.
  • В среде беларуских силовиков произойдёт раскол и дробление по центрам лояльности: отказ подавлять протесты, переход на сторону демонстрантов (для этого нужен чёткий субъект с той стороны), сохранение лояльности местным общинам и региональным элитам.
  • В среде высших политических элит произойдёт дальнейший раскол наподобие перехода на сторону оппозиции экс-министра культуры Павла Латушко. Установление контактов между оппозицией и частью про-лукашенковских элит.
  • Запад решится на введение экономических и финансовых санкций против Лукашенко, его окружения и крупного бизнеса. Это касается как санкций ЕС, так и США.
  • Россия не захочет спасать Лукашенко и бросать все свои силы ему на помощь, оставаясь приверженной несколько иного подхода к Беларуси, нежели к Украине — друзья тут весь народ, а не политические элиты. Пока что, Москва придерживается именно этого принципа, а не наоборот.
  • Действия силовиков на подавление протестов радикализуют оппозицию и усилят давление на Минск, а также увеличат токсичность президента Беларуси.


Итог: это может привести как к добровольной отставке Лукашенко, так и к силовому свержению власти. Пришедшая к власти оппозиция будет пытаться переформатировать политическую систему под себя и желания внешних сил, помощью которых они заручились. Это предполагает и изменение Конституции, и восстановление контактов с Западом и РФ уже в статусе власти, и возобновление общественного договора на новых началах. Однако такой сценарий предполагает слишком много неизвестных переменных.
№3. Национальный компромисс.

Этот сценарий возможен при срабатывании нескольких или всех перечисленных факторов:

  • Лукашенко согласится вести переговоры с оппозицией.
  • Появится посредник на таких переговорах.
  • Оппозиция станет субъектом и сформирует конкретный орган \ делегацию для переговоров.
  • Лукашенко будет дарована гарантия безопасности и свободы манёвров внутри страны и \ или же будет организован его выезд за границу, хотя последнее маловероятно.
  • Часть про-лукашенковских элит и его команда чиновников-технократов согласится работать с представителями оппозиции и они установят коммуникацию.
  • Будут проведены новые выборы, принята новая Конституция и переформатирована система, чтобы все игроки сохранили лицо и вошли в новую политическую реальность без обид, взаимных угроз, обвинений и с планами мести и обнуления конкурентов.
  • Сложится национальный консенсус внутри Беларуси.
  • Сложится компромисс вокруг Беларуси: России, ЕС, США, Китая.
  • Будет согласована и принята новая программа действий и видение страны, причём принята всеми участниками переговоров без исключения. Возможное формирование коалиционного правительства до проведения новых выборов.
  • Обеспечен мирный транзит власти от А. Лукашенко, при котором он добровольно уходит, но его политическая сила остаётся в системе, как и его наследие


Итог:
такой вариант предусматривает уступки со всех сторон. Если стороны будут готовы к этому, тогда он вполне вероятен, учитывая нежелание сторон ввязываться в кровавое противостояние и силой менять власть. В таком случае, в Беларуси установится промежуточный, временный политический режим, который будет ответственен за установление начальных контуров нового политического баланса сил, сохранение равновесия между силовиками, правительством и улицей, а также формирование новых целей \ видения \ позиции Беларуси после трансформации. В это время, Беларусь станет крайне уязвимой к любым внешним интервенциям: политическим, экономическим, финансовым, что усилит вес внешних игроков.
№4. Дестабилизация.

Этот сценарий возможен при срабатывании нескольких или всех перечисленных факторов:

  • Лукашенко решит подавить протесты с помощью применения армии.
  • Радикальные группы на улицах применят оружие против силовиков, что станет поводом использовать более агрессивные меры подавления демонстраций.
  • Россия и прочие внешние игроки решат поднять ставки и раскачать ситуацию до предела в условиях внешнеполитического тупика.
  • Внутри беларуского истеблишмента произойдёт попытка захвата власти отдельной политической фракцией, что приведёт к разбалансировке всей системы и к развалу лояльности силовиков на несколько центров влияния.


Итог: это самый кровавый сценарий с точки зрения возможных жертв. Он приведёт к дестабилизации региона, могут произойти столкновения на границе Беларуси с Украиной, Польшей или Литвой. Лукашенко утратит всякую легитимность, и противостояние обретёт черты конфликта с нулевой суммой. От такого варианта развития событий проиграют все, но резко усилятся внешние игроки, без которых разрешить сложившуюся ситуацию будет предельно сложно.
№5. Управляемый транзит.

Этот сценарий возможен при срабатывании нескольких или всех перечисленных факторов:

  • После сценария №1, если Лукашенко решит подавить новые вспышки противостояния, а давление на него извне сохранится.
  • После сценария №3, если Лукашенко сохранит должность, а оппозиция согласится на плавный переход власти.
  • В условиях продолжающихся протестов, Лукашенко добровольно анонсирует отставку, проведёт референдум по Конституции, а затем произойдет транзит власти при согласии внешних игроков. Роль оппозиции в этом случае может быть и не столь ключевой, если ее выведут из процесса приобретения субъектности.
  • В случае назначения новых выборов, Лукашенко может не принимать в них участия, а выставить кого-то из своих, или же договориться с кем-то из «понятных» оппозиционеров из системы, скажем с Валерием Цепкало или Виктором Бабарико.


Итог: этот сценарий сохраняет управляемость процессами в Беларуси и наследие Лукашенко в том или ином виде. Он является самым безопасным как для самого Лукашенко, так и для остальных внутренних и внешних игроков. Однако он также имеет множество неизвестных вводных, связанных с неопределённостью по поводу новой политической реальности.
Таким образом, хочется надеяться, что с помощью вышеизложенных сценариев удастся хотя бы частично снизить степень общественной неопределенности и дезориентации, стимулируя в свою очередь лучшее понимания сложившейся текущей ситуации. Во многом, дальнейшая судьба Беларуси, будет зависеть от способности избежать глубинных расколов в обществе, силового противостояния и утраты унитарности. Это достаточно сложная задача, учитывая сложившиеся обстоятельства, но вполне реализуемая. Главное – трезво оценивать обстановку и надеяться на лучшее.
20.08.2020
Did you like this article?

© СД Платформа 2012 – 2024
Сайт розроблено силами активістів