ПОЛІТИКА

Что общего между пандемией и миграцией?

Дмитрий Мамаев
Активист СД Платформы
Как коронавирус влияет на мир?
Согласно ООН, ситуация с коронавирусом уже считается наибольшим вызовом человечества в XXI веке. Она затронула все аспекты жизнедеятельности общества, в том числе, процессы миграции.

А именно:

  • Согласно данным ООН, на сегодня в мире насчитывается 232 миллиона международных мигрантов – людей, которые покинули границы своего государства по разным причинам;
  • Глобализация и миграция взаимосвязаны, дополняют друг друга;
  • Экономический успех многих государств, в том числе ЕС, в значительной степени зависит от наличия рабочей силы в структуре их национальных экономик;
  • Вопросы беженцев, лиц в поиске убежища, внутренне перемещенных лиц – по-прежнему будоражат политическую повестку дня многих стран.
Как ЕС реагирует на ситуацию?

Первое, на что хотелось бы обратить внимание – это на координацию внутри Европейского Сообщества. Нынешний кризис проявил нехватку координации между Еврокомиссией, Европейским советом, Европарламентом и Советом Европы с целью формирования единой стратегии для помощи странам, наиболее пострадавшим от COVID-19. Яркий тому пример – нежелание правительства Нидерландов выделять деньги из бюджета ЕС для тех стран, экономики которых наиболее сильно могут пострадать от пандемии.

Второй аспект – «перетягивание одеяла». Многие трудовые мигранты были вынуждены вернуться домой в связи с началом пандемии. В то же время, во многих странах начались сезонные работы и потребность в рабочей силе возросла в разы. Например, Великобритания и Германия отправили в Румынию и Болгарию чартерные самолеты, чтобы доставить трудовую силу из этих стран для работы в сельском хозяйстве. Этим же путем пошла и Финляндия, отправив свой чартер в Украину.

Таким образом, национальные интересы, сохранение экономической стабильности и благосостояния своих граждан доминируют над беспокойством о возможном распространении пандемии и состоянии здоровья самих мигрантов.
Третий важный момент – это «двойные стандарты», связанные с миграционной политикой. В качестве примера, можно вспомнить Мальту и Италию. После спасательной операции в Средиземном море обе страны отказались принять корабль с беженцами из Северной Африки, опасаясь новых инфицированных.

С одной стороны, такой подход противоречит общеевропейским ценностям. Но, если попытаться углубиться в ситуацию, то причины такого решения становиться очевидными. На протяжении последних 10 лет мигрантов из стран Ближнего Востока и Африки преимущественно принимают только Испания, Италия, Мальта и Греция, в силу географического расположения. Вопрос дальнейшего распределения беженцев между странами-членами ЕС очень болезненный. Страны «зажиточного севера», используя свое экономическое превосходство, всегда пытаются изолироваться от вовлечения в процесс, а в официальных институциях ЕС все чаще говорят о реализации 'securitization of migration'.

И последний пример, который важно продемонстрировать, касается Польши и Украины. Сотни тысяч украинских граждан вернулись на родину из-за пандемии и это очень сильно влияет на состояние не только украинской, но и польской экономики. Даже в состоянии карантина и закрытия большей части производства польские компании и работодатели буду возвращать украинцев на прежние рабочие места, так как нехватка рабочих рук и дешевой рабочей силы может очень серьезно пошатнуть общее благосостояние поляков.
Как преодолеть кризис?
Наработка стратегии и повышение ответственность для решения миграционных проблем крайне необходима для Европейского Сообщества. Нужно также учесть, что помимо коронавируса, на процессы миграции по-прежнему влияют региональные конфликты, боевые действия за пределами ЕС, экономическое неравенство, уровень безработицы, наркотрафик, торговля людьми. На сегодняшний день большинство пограничных зон между странами Шенгенской зоны перекрыты, что свидетельствует об усилении политики 'протекционизма' в процессе борьбы с пандемией.

Важно, чтобы после окончания карантина, ситуация со свободой передвижения возвратилась на круги своя.

Пандемия также усилила уровень нетерпимости и дискриминации к мигрантам. Тысячи китайских и итальянских студентов, которые обучаются за рубежом, были подвергнуты давлению и обвинениям в распространении вируса в других европейских странах (несмотря на то, что они не возвращались на родину в течение долгого периода времени). Это очень серьезный вызов, который требует серьезной реакции со стороны не только общественности, но и политиков, как на национальном уровне, так и общеевропейском.
И пандемия, и миграция определенно повлияли на перераспределение рабочих мест и, в общем, трансформацию рынка труда. По данным Международной организации труда, от 5 до 25 млн человек по всему миру потеряют работу.

Это может спровоцировать увеличение уровня бедности, а также ужесточение миграционного контроля. Не следует забывать и о возможном всплеске популярности крайне правых сил в отдельных странах, которые всегда спекулировали на миграционных вопросах.

Единственным противодействием может стать твердая и консолидированная позиция внутри Европейского Союза в преодолении надвигающегося кризиса. Она должна руководствоваться теми правилами и ориентирами, в основе которых лежат общечеловеческие ценности, а не политика изоляционизма.
14.01.2020
Did you like this article?

© СД Платформа 2012 – 2024
Сайт розроблено силами активістів