ПОЛІТИКА

Саммит ОДКБ: Новый парад суверенитетов?

23 ноября в столице Армении состоялся Саммит Организации Договора о коллективной безопасности – объединения, декларирующее коллективную защиту от внешних угроз и внутренних конфликтов. Саммит подтвердил многолетний системный кризис работы организации в стремительно меняющихся геополитических реалиях.
Іван Вдовиченко
активіст СД Платформи
Последние события двухлетней давности ещё более засвидетельствовали постепенное ослабление союза. Явный демарш премьера Армении Никола Пашиняна, в виде отказа подписывать итоговую декларацию Саммита, безусловно, войдет в историю как знаковое событие.

На такой явный сигнал были свои причины:

Так, 44-дневная Карабахская война 2020 года стала первой точкой напряженности между Арменией и ОДКБ. Ещё с 2016 года армянская сторона призывала страны-участницы, в частности Россию, не поставлять оружие Азербайджану. Азербайджанская же армия к тому времени благодаря тесным отношениям с Турцией прошла модернизацию своих сил, в результате которой удалось одержать решительную победу.

Результат 44-дневной войны заложил серьезные противоречия между Арменией и союзниками, несмотря на то, что формально ОДКБ имела основания не вмешиваться в конфликт, так как согласно международному праву Нагорный Карабах - территория Азербайджана. Не следует забывать, что и без Карабаха, международно-признанная граница между Арменией и Азербайджаном до сих пор не демаркирована, а на сопредельных территориях находится несколько анклавов, которые периодически становились ареной боевых столкновений.
Источник: Кавказский узел
Уже в середине сентября 2022 года Ереван заявил, что ВС Азербайджана открыли огонь по территории Армении. Некоторые обозреватели утверждали о появлении азербайджанских блокпостов на армянской территории. Премьер Пашинян обратился за помощью к ОДКБ и к РФ в рамках двустороннего договора о взаимопомощи. Однако вместо военной поддержки, на которую рассчитывали в Армении, на внеочередной сессии Совета коллективной безопасности было принято решение направить в Армению лишь миссию по оценке ситуации. В Ереване многие остались недовольны такой реакцией. Прозвучали резкие заявления армянских политиков, манипулируя возможностью привлечь к решению проблемы третьих сторон - США и ЕС.

В настоящее время, благодаря посредничеству западных стран, в Армению готовится отправка "гражданской миссии" ЕС, что лишает РФ монополии на решение пограничного вопроса в регионе.
Фото: РИА Новости
Говоря о противоречивости союзнической поддержки в Закавказье, многие симпатики организации ссылаются и на их успешный опыт в Центральной Азии. Речь идёт о роли ОДКБ в решении внутриполитических проблем в Казахстане. Так, в январе 2022 года Совет коллективной безопасности ОДКБ впервые в своей истории задействовал коллективные миротворческие силы в ответ на массовые беспорядки после резкого повышения цен на газ. Действительно, трудно не согласиться со стабилизирующей ролью контингента, поскольку её наличие свидетельствало о поддержке легитимности президента Касыма-Жомарт Токаева среди разношерстной казахстанской элиты. Однако в целом, вряд ли опыт ОДКБ можно назвать успешным на практике, поскольку "миротворческие" силы лишь выполняли функцию контроля - охраняли ключевые объекты критической инфраструктуры в то время, пока местные силы МВД сосредоточились на борьбе с плохо организованными активистами.

Несмотря на оказанную "щедрую" услугу ОДКБ и её неформального лидера – России, после ноябрьских президентских выборов, Казахстан объявил о "политике многовекторности". Это словосочетание стало резко раздражать пул российских экспертов на всех телеэкранах и телеграмах страны.

Помимо Армении и Казахстана, интерес к ОДКБ начинают терять и соседние страны - Кыргызстан и Таджикистан, которые находятся в переменном "противостоянии" между собой, на фоне нерешенных пограничных споров уже 30 лет. Несмотря на учения военных сил блока вдоль афганской границы, стороны явно не особо заинтересованы привлекать ОДКБ к решению собственных проблем. Даже особо лояльный к России формальный глава Беларуси Лукашенко осторожничает с привлечением сил блока к решению подобных вопросов.
Фото: Anadolu Agency
Почему задан такой тренд? Одной из причин тому стало кульминационное событие - вторжение РФ в Украину, что внесло добивающий раскол и в без того шаткое единство позиций стран-участниц. Никто, кроме РФ и Беларуси, не поддержал проведение "специальной военной операции".

МИД Казахстана уверенно обозначил свою позицию, заявив что ОДКБ не собирается участвовать в конфликте, а "в зону ответственности организации это не входит".

А дипломаты Кыргызстана недвусмысленно намекнули на правовые последствия добровольного участия своих граждан в военных авантюрах на территориях иностранных государств.

Параллельно с этим, страны региона стали активно налаживать консультации с США, ЕС и Турцией в тех вопросах, которые представляют взаимный интерес, в том числе и военно-технический. Особенно это заметно в связи с явно выжидательной позицией Китая, который поставил на паузу активные политические контакты с Россией, до наступления большей определенности. Не менее важной является и стратегия Турции, направленная на укрепление своего политическое влияния через культурно-историческую близость тюркских народов.
Вместе с осторожными шагами в сторону западного партнерства, cтраны ОДКБ не спешат следовать повестке цивилизованного мира в вопросах безоговорочной поддержки Украины. Видимо политические элиты Центральной Азии и Закавказья осознают свою роль и возможные неприятные последствия, которые могут быть вызваны глобальным противостоянием России и Запада.

Понимает это и опальный для Запада Александр Лукашенко, который недвусмысленно заявил, что будущее ОДКБ зависит от исхода войны в Украине:

«Если Россия победит, ОДКБ будет жить. Если, не дай Бог, не победит, ОДКБ существовать не будет. И в наших странах тоже многие горячие головы начали обсуждать эту проблему. Чувствую, что мы пришли к единому мнению: если, не дай Бог, рухнет Россия, то под этими обломками – наше место».

В любом случае, такая формулировка говорит сама за себя - предупреждая о возможном закате всего блока - вряд ли заявление белорусского лидера можно назвать хорошей рекламой для организации.

Анализ позиций стран-участниц блока и текущих реалий на постсоветском пространстве показывает, что ситуация с каждым днем все больше напоминает некий «парад суверенитетов» 2.0. Только в отличии от формального, провозглашенного в начале 90-х, это может стать парадом реальных суверенитетов.
Похоже на то, что некогда "братские республики" теперь формируют свой путь. Казалось бы, верные союзники России оказываются на деле не такими уж и верными. Дальнейшая судьба хрупкого союза будет зависеть от дальнейших действий российской армии в Украине. Тактика же российской власти при этом остается простой и понятной: "выполним задачи СВО - сами прибегут, никуда не денутся". Насколько такой подход окажется действенным - зависит уже от успехов украинской армии на поле боя.
11.12.2022
Did you like this article?

© СД Платформа 2012 – 2024
Сайт розроблено силами активістів