Дети Бангладеш

 

баааааангладеш

Очень хочется верить в то, что с вступлением в силу безвиза Братиславский кофе и Венская опера станут для украинцев ближе и доступнее. Но, не кофе и оперой единой…

Мало кто усомнится в том, что пересек границу подавляющее большинство наших соотечественников первым делом хлынут в местные шопинг-центры за импортными товарами и продуктами. На родине одежда из Европы для простого украинца это или «очень дорого» или «на вес». Совсем иное дело одежда из Европы, приобретенная «за бугром». Даже с нашими скромными доходами здесь можно хорошо скупиться, особенно в период скидок.

Но опытные «шопперы» знают, что даже без скидок в Европе есть пара массовых брендов, в которых за довольно смешные деньги можно одеться и обуться. Такие магазины обычно полны народа, а очередь в примерочную и на кассу можно ждать часами.

Так в чем залог дешевизны вещей от этих брендов?

Производители экономят на качестве, ответите вы, и в некотором роде будете правы. Но осведомленные европейцы добавят полноту картины рассказами о массовом использовании детского труда, на фабриках по пошиву одежды. И это, к сожалению, тоже правда. Помимо использования детского труда можно также вспомнить и низкие зарплаты работников. Ведь не секрет, что большинство вещей для таких брендов, и не только для них, шьют в странах, где заработать два доллара в день, кажется пределом мечтаний.

Как следствие подобного рода процессов, среди европейцев бытует тренд бойкотирования таких брендов. Часто на них обрушивается гнев прессы, активисты устраивают флешмобы, пикеты и другие акции, дабы привлечь внимание общественности к вопросу использования детского труда. Особенно такое бойкотирование популярно в среде левых и левоцентристских общественных и политических организаций.

 

Для Украины, эта проблема не особо показательна, ведь о ней не пишут в СМИ, да и мало кто вообще задумывается об этом. У нас ведь самих зарплата не очень. В этом всем радует хотя бы то, что детский труд у нас, мягко говоря, не приветствуется.

Автору этих строк, как-то раз пришлось услышать критику в свой адрес из уст европейского коллеги за покупку вышеупомянутых брендов. «За дешевизну этих вещей расплачиваются дети Бангладеш», – это был основной посыл, который прозвучал как гром среди ясного неба.

Особо впечатлительным не рекомендуется гуглить словосочетания типа: «дети Бангладеш», «условия труда в Бангладеш» и т.д. Информация не из приятных. Если вкратце, то вас ждут истории с лейблами на одежде, где описаны все ужасы работы на швейных «предприятиях». Это реально жуткие истории, которые в голове у нормального здравомыслящего человека вызывают неприятие таких вещей.

И бойкотирование этих брендов один из методов решения этой проблемы. Но насколько он эффективный?

бангладеш

Согласно исследованиям ЮНИСЕФ после бойкотирования этих брендов были приняты попытки по предотвращению детского труда на фабриках. Как следствие только в Бангладеш 50 тыс. детей было уволено из фабрик по производству одежды. Это в свою очередь привело к огромному росту воровства, проституции, попрошайничества и других пугающих последствий для детей Бангладеш. Очевидно, что инициаторы подобного рода мероприятий хотели сделать как лучше, но получилось то, что получилось.

Вспоминается история с курса по экономике о полицейском и наркокурьерах. Желая улучшить криминогенную обстановку в районе, полицейский попытался уменьшить количество наркокурьеров, что привело к взвинчиванию цен на наркотики. Спрос остался тот же, а предложение уменьшилось. Как итог, количество краж и ограблений в этом квартале еще больше возросло. Может не совсем удачная аналогия, но сходство есть.

Очевидно, что использование детского труда не подлежит никакому оправданию. Но одним лишь бойкотом дело не решить. Это глобальная проблема, которую, стоит рассматривать в плоскости глобального неравенства доходов, плохих условий жизни в отдельных странах и отсутствия социальной инфраструктуры.

 

12

В идеале дети Бангладеш из фабрик должны были пойти прямиком в школы, получить нормальное образование и их жизнь от этого должна была наладиться. Но вышло по-другому. Надо понимать, что те пару долларов, которые эти детишки зарабатывают на фабриках – единственный источник существования для них и их семей. И если детей  просто уволить с фабрик не дав ничего взамен, их новым пристанищем станет коварная улица, но, к сожалению, не школа.

К слову, аналитики из Goldman Sachs относят Бангладеш в так называемую «Группу 11 (Next Eleven)», это страны которые должны стать одним из локомотивов международной экономики в 21 веке, вместе со странами ОЭСР и БРИКС. Это бесспорно заслуга, в том числе и детей Бангладеш, которые платят непомерно высокую цену за такие перспективы своей страны. Ведь основной статьей экспорта, а соответственно и дохода для Бангладеш остается производство одежды.

Очень хочется верить в то, что с экономическим ростом в Бангладеш больше не будут применять детский труд, условия труда улучшатся, а качество жизни простых людей вырастет в разы. И в этом светлом будущем новое поколение Бангладешских детей ощутит на себе все прелести беззаботного детства, полного интересных приключений. Ведь ради этого светлого будущего сегодня жертвует своим детством целое поколение бангладешских мальчишек и девчонок.

P.S. Покупать или бойкотировать одежду дешевого бренда с лейблом Made in Bangladesh это выбор каждого. С одной стороны, таким образом, поддерживается использование детского труда, но хочется верить, что это все-таки инвестиция в светлое будущее детей Бангладеш.

Автор: Игорь Ильтьо